Многим приходилось видеть слепых ислышать о глухонемых: в общественном транспорте или при просмотре какого-нибудь фильма. Кому из Вас приходилось задумыватьсяо том, что в мире существуют те, кто не видит и не слышит? Задумываться о людях, которые живут в полной темноте и тишине? Наверно, никому. Об этой категории людейникто не знает, потому что они изолированы от мира полностью. Но это люди со своей уникальной судьбой, которую даже рассказать некому.
К 2014 году фонд «Ярдэм» был задействован во всевозможных проектах помощи инвалидам: это и помощь сиротам, людям с ограниченными возможностями разных категорий, обездоленным и другим. Работа в одном из самых приоритетных направлений – работе с инвалидами по зрению – шла стабильно. В Реабилитационный центр при фонде «Ярдэм» регулярно приезжали незрячие со всех уголков страны и из-за рубежа.
Но вот в 2015 году в новом заезде незрячих на курсы приехали несколько человек, которые не только ничего не видят, но еще и почти не слышат. Теряя зрение, человек теряет более 80% информации, которую он получает от окружающего мира. А если плюс к этому потерян и слух, это становится еще более тяжелым фактором для психики человека. Видя страхи и тревоги этих людей, Малика ханум начинает искать пути помощи им.
«В Казани есть общество слепых и общество глухих, но ни в Казани, ни в стране в целом не нашлось ни одного общества слепоглухонемых. Здесь я столкнулась с новой преградой – как с ними работать, ведь учиться снова не у кого», – вспоминает Малика Гельмутдинова, вице-президент фонда «Ярдэм».
Каждый раз, когда возникает новый запрос о помощи, Малика Гельмутдинова прилагает все усилия, чтобы помочь, и идет в этом направлении до конца. Так она самостоятельно начинает сначала изучать психологию этой категории инвалидов, а потом осваивает их язык тактильных жестов.
«Зная язык жестов для глухонемых и систему письма по Брайлю для незрячих, имея за плечами опыт работы с этими категориями инвалидов, мне было не очень тяжело освоить новый язык жестов и найти подход в работе со слепоглухонемыми», – рассказывает Малика Гельмутдинова.
По всей России слепоглухонемыми никто отдельно не занимается. Малика ханум нашла лишь одно сообщество – Сергиево-Посадский монастырь в Подмосковье, где есть интернат для слепоглухих детей, с которым она связалась. Совместными усилиями они провели перепись и выяснили, что по всей России насчитывается более 15000 инвалидов этой категории.
«Кто-то из них был зарегистрирован в обществе глухих, кто-то в обществе слепых. И это не полные данные, ведь есть и те, кто нигде не отмечен, которых скрывают родственники», – отмечает Малика Гельмутдинова.
Поняв масштабы проблемы, поставив перед собой новую цель – открыть курсы для слепоглухонемых, фонд «Ярдэм» взялся за новую задачу.
Проведение курсов сегодня
Проведение курсов для слепоглухонемых – сложнейшая задача, требующая знаний в разных областях. Прежде всего категория инвалидов – особая, им нельзя ни показать, ни рассказать привычными способами. Малика ханум Гельмутдинова на сегодняшний день готовит кадры для проведения последующих курсов.
В реабилитационном центре при фонде «Ярдэм» уже созданы условия для них. Например, закуплена специальная клавиатура, которая поможет им пользоваться интернетом и по специальной панели на языке Брайля считывать текстовую информацию.
Малика Гельмутдинова подготовила методическое пособие для социальных работников и педагогов, которые будут работать с этой категорией людей.
Цели проекта
1.Дидактическая:
- овладение слепоглухими теоретическими знаниями, умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, ориентации в социуме и в быту.
2. Коррекционно-развивающая:
- коррекция и формирование предметных представлений;
- коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости,смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.
3. Воспитательная:
- формирование потребности адаптации к условиям жизни;
- формирование социально принятых норм поведения.
Задачами программы являются:
- развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук;
- стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
- создание благоприятных условий для тактильно-двигательного развития, восприятия.
Ожидаемые результаты:
- укрепление физического и психического здоровья слепоглухого;
- формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
- развитие творческой активности;
- развитие познавательной активности;
- развитие способности устанавливать контакты.
Срок реализации программы: 1 месяц.