RU    EN   
Home      Aboute      Contacts and requisites Contacts

Многим приходилось видеть слепых ислышать о глухонемых: в общественном транспорте или при просмотре какого-нибудь фильма. Кому из Вас приходилось задумыватьсяо том, что в мире существуют те, кто не видит и не слышит? Задумываться о людях, которые живут в полной темноте и тишине? Наверно, никому. Об этой категории людейникто не знает, потому что они изолированы от мира полностью. Но это люди со своей уникальной судьбой, которую даже рассказать некому.

К 2014 году фонд «Ярдэм» был задействован во всевозможных проектах помощи инвалидам: это и помощь сиротам, людям с ограниченными возможностями разных категорий, обездоленным и другим. Работа в одном из самых приоритетных направлений – работе с инвалидами по зрению – шла стабильно. В Реабилитационный центр при фонде «Ярдэм» регулярно приезжали незрячие со всех уголков страны и из-за рубежа.

Но вот в 2015 году в новом заезде незрячих на курсы приехали несколько человек, которые не только ничего не видят, но еще и почти не слышат. Теряя зрение, человек теряет более 80% информации, которую он получает от окружающего мира. А если плюс к этому потерян и слух, это становится еще более тяжелым фактором для психики человека. Видя страхи и тревоги этих людей, Малика ханум начинает искать пути помощи им.

«В Казани есть общество слепых и общество глухих, но ни в Казани, ни в стране в целом не нашлось ни одного общества слепоглухонемых. Здесь я столкнулась с новой преградой – как с ними работать, ведь учиться снова не у кого», – вспоминает Малика Гельмутдинова, вице-президент фонда «Ярдэм».

Каждый раз, когда возникает новый запрос о помощи, Малика Гельмутдинова прилагает все усилия, чтобы помочь, и идет в этом направлении до конца. Так она самостоятельно начинает сначала изучать психологию этой категории инвалидов, а потом осваивает их язык тактильных жестов.

«Зная язык жестов для глухонемых и систему письма по Брайлю для незрячих, имея за плечами опыт работы с этими категориями инвалидов, мне было не очень тяжело освоить новый язык жестов и найти подход в работе со слепоглухонемыми», – рассказывает Малика Гельмутдинова.

По всей России слепоглухонемыми никто отдельно не занимается. Малика ханум нашла лишь одно сообщество – Сергиево-Посадский монастырь в Подмосковье, где есть интернат для слепоглухих детей, с которым она связалась. Совместными усилиями они провели перепись и выяснили, что по всей России насчитывается более 15000 инвалидов этой категории.

«Кто-то из них был зарегистрирован в обществе глухих, кто-то в обществе слепых. И это не полные данные, ведь есть и те, кто нигде не отмечен, которых скрывают родственники», – отмечает Малика Гельмутдинова.

Поняв масштабы проблемы, поставив перед собой новую цель – открыть курсы для слепоглухонемых, фонд «Ярдэм» взялся за новую задачу.

Проведение курсов сегодня

Проведение курсов для слепоглухонемых – сложнейшая задача, требующая знаний в разных областях. Прежде всего категория инвалидов – особая, им нельзя ни показать, ни рассказать привычными способами. Малика ханум Гельмутдинова на сегодняшний день готовит кадры для проведения последующих курсов.

В реабилитационном центре при фонде «Ярдэм» уже созданы условия для них. Например, закуплена специальная клавиатура, которая поможет им пользоваться интернетом и по специальной панели на языке Брайля считывать текстовую информацию.

Малика Гельмутдинова подготовила методическое пособие для социальных работников и педагогов, которые будут работать с этой категорией людей.

Цели проекта

1.Дидактическая:

  • овладение слепоглухими теоретическими знаниями, умениями и навыками, достаточными для самообслуживания, ориентации в социуме и в быту.

2. Коррекционно-развивающая:

  • коррекция и формирование предметных представлений;
  • коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости,смекалки, сообразительности, воображения, фантазии.

3. Воспитательная:

  • формирование потребности адаптации к условиям жизни;
  • формирование социально принятых норм поведения.

Задачами программы являются:

  • развитие тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук;
  • стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;
  • создание благоприятных условий для тактильно-двигательного развития, восприятия.

Ожидаемые результаты:

  1. укрепление физического и психического здоровья слепоглухого;
  2. формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  3. развитие творческой активности;
  4. развитие познавательной активности;
  5. развитие способности устанавливать контакты.

Срок реализации программы: 1 месяц.